простой русский АнтиБудда (anti_budda) wrote in kuraynik,
простой русский АнтиБудда
anti_budda
kuraynik

Categories:

Кураев: «Все эти митрополиты спокойненько будут миллионерами доживать свой век и покупать мальчиков»

ОПАЛЬНЫЙ ПРОТОДЬЯКОН ПРОДОЛЖАЕТ СВОЙ «КРЕСТОВЫЙ ПОХОД» ЗА ОЧИЩЕНИЕ ЦЕРКВИ

Протодьякон Андрей Кураев в последнее время стал, пожалуй, самым популярным священником в стране и уж точно самым скандальным. Он принципиально делает то, что считает нужным для христианского священника, страшно раздражая церковное начальство, которое, по его словам, живет по средневековым нормам. Он встречается с участницами Pussy Riot, ведет непримиримую борьбу с «голубым лобби» в церкви и готов идти на церковный суд, хотя дело может дойти даже до снятия сана.

Андрей Кураев
Андрей Кураев

Андрей Кураев: «Все эти митрополиты спокойненько будут миллионерами доживать свой век и покупать мальчиков»

http://www.business-gazeta.ru/article/96408/




ГЛАЗА В ГЛАЗА С PUSSY RIOT

— На днях вы встретились с девушками из Pussy Riot. Вот вы поговорили, посмотрели им в глаза... Что-то новое для себя поняли про них?

— Любой человек интереснее, чем кажется. Эта встреча была нужна. Есть такие дела, которые, однажды начав, надо обязательно довершить, иначе они будут свербить тебя и в конце концов обернутся язвой. Я еще давно, в день их акции, говорил: если бы я был настоятелем храма, позвал бы их на чаепитие. Побеседовал бы с ними вместо того, чтобы звать полицию.

Сейчас встретился — раз уж обещал... Меня пригласили на эту встречу, я не имел права отказаться. И потом, приглашение все-таки было медийным, от журнала — в случае моего отказа это тут же попало бы в интернет. И вся блогосфера кипела бы: даже Кураев отказывается от встречи с ними. И пошла бы очередная волна на всю церковь: фарисеи, инквизиторы и т.д. У меня просто не было возможности сделать иной выбор.

Кроме того, Надежда Толоконникова — студентка философского факультета МГУ, где я преподаю уже 20 лет. Так что еще и непедагогично было бы отказываться от такой беседы.

И последний аргумент за встречу: я не согласен с их акцией. Но пока они были в тюрьме, не имел права их критиковать. Нельзя вести полемику с человеком, у которого кляп во рту и связаны руки.

Pussy-Riot-singers-at-air-013.jpg
Pussy Riot

КАЗАНСКАЯ ГОЛУБАЯ ИСТОРИЯ

— Вот вы как: и должен был, и выбора не было... Примерно так же, как в случае с Казанью. Опубликовали разоблачения, а потом сказали: ошибка, я думал, раз послана комиссия патриархии в Казань, то политика церкви стала нацелена на очищение, и хотел помочь комиссии. То есть вы готовы бороться с «голубым лобби» в РПЦ лишь в том случае, если эту борьбу возглавит патриарх?

— Ну вы же видите: даже поняв, что комиссия в Казани не означает, что в Москве начались мечтаемые мною перемены, я не ушел с темы.

Патриархия две недели держала паузу. Она могла бы выбрать из четырех возможностей: 1) промолчать, 2) начать борьбу за нравственное очищение церкви, 3) «симметрично» наказать и меня, и гомоепископов, 4) открыть огонь только по мне как нарушителю заговора молчания. После 15-минутного выступления о. Чаплина на днях по ТV о том, какая я сволочь, достойная отлучения от церкви, стало ясно: выбран наихудший для будущего церкви вариант. Страсть мщения оказалась выше разума.

Но если будут реальные действия по зачистке церковного пространства от людей, которые ходят по краю преступления (а может, и зашли за этот край), это никогда не поздно. Поэтому настаиваю: история еще не кончилась, это только пролог.

Насчет страусиной позиции. От меня очень многие люди сегодня требуют подробностей, имен... Но, простите, у меня нет уверенности в том, что началось серьезное, объективное и независимое расследование. Обидчики семинаристов остаются на местах, их не снимают, у них прекрасные завязки с местной полицией и с кем угодно. И что будет, если я назову своих свидетелей (для меня их письма не анонимные)? У меня нет уверенности в том, что правовая машина церковного суда отлажена достаточно хорошо, чтобы работать в автоматическом режиме, невзирая на лица. Более того, в правилах работы церковного суда прописано ровно обратное: он работает по воле епископов.

И наконец. Я никак не могу быть заявителем: ведь я не свидетель и не потерпевший. Люди просто доверились мне.

Кстати, интересно узнать две формальные вещи. Почему комиссия поехала именно сейчас (жалоба, которую она рассматривала, была подана в 2010-мред.), реагируя на что? И на чей стол лег отчет возглавлявшего эту комиссию о. Максима Козлова? Дошел ли он до патриарха?

«ЦЕРКОВЬ СЕГОДНЯ ДОСТАТОЧНО ВНЕПРАВОВАЯ ИНСТИТУЦИЯ»

— Сейчас, раз уж такой скандал возник, патриарх, наверное, поинтересуется этим отчетом. Но на вас же в Казани вроде в суд подали?

— Еще нет. Я в самом деле интересовался в блоге, могу ли передать суду письма с именами жаловавшихся, но это была форма самозащиты. Тут надо понимать, что церковь сегодня достаточно внеправовая институция. В том смысле, что правовое мышление у наших епископов и близко не присутствует («я князь», и это все). Поэтому у них первая реакция — раздавить.

Поскольку я не нахожусь в епархиях упомянутых епископов, им важно дотянуться до меня. И проще это сделать там, где все схвачено — через церковный суд. А я предупредил этот ход, спросив их публично: вы сами-то готовы встретиться с теми парнями, которые про вас рассказывают неприятные вещи? И как только я сказал, что мои информаторы готовы прийти в суд как свидетели защиты с моей стороны, сейчас же мне перестали грозить судом.

— Вы всегда были немножечко фрондер в РПЦ. По крайней мере, у вас такая репутация. Сейчас, после разоблачений, ситуация в церкви стала для вас более некомфортной?

— Напротив. Я так хорошо себя не чувствовал много лет. Во-первых, знаю, что очень многие достойные люди молятся обо мне. И священники, и епископы, вплоть до отшельников в абхазских горах. Потому что существующая ситуация достала всех в церкви. У меня сейчас как никогда в жизни есть убеждение: то, что я делаю сейчас, это правильно. Это важно.

Второе. С меня спала некая корпоративная связка. Я ведь не обо всем говорил в былые годы, так как чувствовал внутреннюю (не официальную) обязанность: по возможности все-таки истолковывать действия патриархии в лучшую сторону. Сейчас мне сказали: это уже не надо. Значит, я свободный человек. А для человека моего склада (обычного городского интеллигента) это самое удобное: быть свободным радикалом. В химическом смысле слова, не в политическом.

«МЫ С ВАМИ ВЕРНУЛИСЬ ВО ВРЕМЕНА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ»

— В данном случае четко видна грань между верой и церковью как институтом. Она и для вас там проходит?

— Нет. Я много на эту тему писал еще в 90-е годы, что я как раз не верю в тезис о невидимой церкви, объединяющей добрые души. Для меня все-таки вера и церковь (в том числе в ее воплощении в аппарате Московской патриархии) — достаточно близкие единые вещи.

— Девушкам из PR вы сказали, что в их случае церковь показала себя в невыгодном свете именно как институция. Но ведь и в истории с Казанью — то же самое...

— Нет ничего странного. Мы с вами вернулись во времена средневековья — в том смысле, что все прозрачно, все на виду. Такими нас сделал интернет. Значит, нам надо снова учиться жить в стеклянном доме, как это было всегда в любом селе, когда все все друг про друга знали.

Но и в те времена, зная недостатки священников, люди умели разделять свое к ним отношение. Адам Олеарий (немецкий ученый, путешествовал по России в 30-е годы XVII векаред.) писал о скуфейке: «Шапочку эту попы в течение дня никогда не снимают. Это священный предмет. Кто бьет попа и попадет на шапку или же сделает так, что она упадет на землю, подлежит сильной каре. Тем не менее попов все-таки бьют. Чтобы при этом пощадить святую шапочку, ее сначала снимают с попа, потом колотят его хорошенько и снова аккуратно надевают ему шапку».

— А вы готовы снять с патриархии эту скуфейку?

— Нет, я веду борьбу не против институций, а за людей. А для разоблачений патриархии вполне достаточно заявлений о. Чаплина.

— То есть не готовы возглавить движение за очищение церковных рядов?

— Вы недооцениваете силу моей лености. Я ничего не хочу. Даже кафедру в университете не хочу возглавлять. Я не общественный деятель, не лидер. Совершенно это не моя роль. И сейчас тоже не буду.

— Но при этом ведете вы себя как лидер. Вы же должны отдавать себе в этом отчет.

— Это мое перо, мой язык, моя голова. Но организационных талантов у меня нет. Я знаю свои недостатки. Например, не смогу стать олимпийским чемпионом. Даже по керлингу.

— Этого никто и не требует.

— А почему вы тогда требуете, чтобы я стал общественным лидером?

— Потому что вы высказываете мысли, которые требуют продолжения в действии.

— Мне прежде всего хотелось бы действий со стороны патриарха. Он отвечает перед Богом и народом за нашу церковь.

КАЗАНСКИЙ МИТРОПОЛИТ РАСКАИВАТЬСЯ НЕ СОБИРАЕТСЯ

— Митрополит Казанский после отъезда комиссии РПЦ отчаянно ругал семинаристов. В его словах не было и тени раскаяния...

— И близко нет.

— Он, видимо, чувствует свою безнаказанность. Есть вероятность, что он понесет наказание?

— Может понести. Но наказание, которое я предвижу, максимум — просто увольнение на покой со всеми почестями и т.д., со всей казной, которую он с собой уведет из епархии. Все эти митрополиты, если они будут уволены, быстро продадут все автомашины, всю недвижимость, какую только можно. И положат деньги на личный банковский счет. И спокойненько будут миллионерами доживать век и покупать мальчиков, если они им нужны. У них все будет в шоколаде даже в отставке.

— А у вас? Вы ожидаете каких-то санкций против себя?

— Не знаю. Меня очень трудно наказывать. Я уже на пенсии. Служу, но заштатно. В храме я как диакон, волонтер. Единственное, что может быть, это лишение сана.

«ПОЧЕМУ ЦЕРКОВЬ В XXI ВЕКЕ СТАЛА ЖИТЬ ПО ПРИНЦИПАМ КРЕПОСТНОГО ПРАВА?»

— Вы как-то сказали, что церковь советского периода, церковь гонения, вам была ближе. Сегодня церковь во многом казнящая, и это плохо. Насколько РПЦ, на ваш взгляд, готова меняться, чтобы очищаться от своих проблем и становиться той церковью, которую бы вы хотели видеть?

— Многие люди сегодня говорят: я крестился не в этой церкви. В этих словах есть правда. Другие меня упрекают: вы вынесли сор из избы. А куда вынес? Мы привыкли (нам в последние годы часто это твердят): церковь общенародная, весь наш народ — православный. Так вот я к православному народу и обратился. Рассказал то, что вижу, слышу, причем не только сейчас, но и за годы своих странствий по стране, бесед со священниками...

Да, многие священники очень хотят очищения. Потому что эти гомосексуальные истории — лишь маленькая часть огромной проблемы. Ведь любое сексуальное понуждение — проявление общего деспотизма. Это проявление крепостного права, наличествующего в церкви. Вот это действительно кошмар. Почему церковь — христианская организация — в XXI веке стала жить по принципам крепостного права?

Епископы поставили знак тождества: церковь — это мы. И — самое страшное — эксплуатируется святое чувство человека: желание служить Богу, людям. Но тебе говорят: ты не сможешь этого сделать, если ослушаешься. И здесь жуткий шантаж — не за зарплату, за душу. Священник, к примеру, искренне всю веру вкладывает в служение, а ему говорят: крест на стол положишь, если того-то не сделаешь.

По сути, церковная верхушка существует в правовом вакууме. Они для себя не признают никаких регламентов в обращении с подчиненными. Это касается и отношений патриархии с региональными епископами. Епископов — с настоятелями. Настоятелей — со вторыми священниками. И так вплоть до прихожан. Верхушка не признает прав нижестоящих и их человеческого достоинства. Это страшно. Любая более верхняя ступень абсолютно изолирует себя от давления и критики снизу.

Но я знаю, что в истории церкви бывало и хуже. Распространение гомосексуализма среди епископов — не единственный грех. И стяжательство, продажность, коррупция — все это бывало в истории церкви.

«К КОНЦУ СССР «ГОЛУБОЕ ЛОББИ» УСПЕЛО ЗАНЯТЬ КЛЮЧЕВЫЕ ПОСТЫ В ЦЕРКВИ»

— Но ведь никогда не было так, чтобы церковь от всего этого полностью очистилась...

— Церковь переходила из столетия в столетие, и некоторые проблемы очищались. Например, та же коррупция. Все-таки в Российской империи она была весьма и весьма придушена с помощью госаппарата, обер-прокуроров. Это была победа регламентов над былым феодальным произволом. Или в советские времена — этого было гораздо меньше. Но опять же потому, что у церкви был внешний контроль.

Но, к слову, «голубое лобби» начало складываться в РПЦ именно в 60-х годах... Советской власти очень понравилась эта тема (ведь голубого священника можно было крепко держать на крючке уголовной статьи). И к концу СССР «голубое лобби» успело занять ключевые посты в церкви.

— Но советской власти нет уже более 20 лет. Что мешало патриарху Алексию вычистить эту грязь?

— Я не готов ответить на это.

— Выходит, даже патриарх не в силах сместить это лобби?

— В силах, не в силах, хочет, не хочет — не знаю. По факту за последние 20 лет оно возросло...

— Вы сами сказали: «голубые» скандалы — не единственная беда РПЦ. А бизнес церкви, а все остальное? А паства, значительная часть которой (только и слышишь эти призывы) стремится примерно наказать всех, кто, как ей кажется, оскорбляет чувства верующих?

— Это действительно было очень неумное решение патриархии. Потому что, однажды дав людям отмашку: «Вы имеете право на ненависть», отыграть назад потом крайне тяжело. Патриархия тогда с этими митингами молитвенными, по сути, дала отмашку на «праведную ненависть». Это страшная вещь. И это останется в истории.

Но есть третий путь очищения церкви. Это не внешний управляющий в лице обер-прокурора или КГБ, а, так сказать, «Вся власть — Советам!» То есть дать прихожанам право принимать решения в вопросах, касающихся их собственной церкви.

— Но это же ваши слова: сегодня церковный народ — во многом воинствующие люди, для кого обряды важнее сути...

— Наше общество серьезно меняется. В том числе и церковное. Сейчас патриарх правильно настоял на том, чтобы крестить людей только после их оглашения (т.е. знакомства с христианской верой). Если это будет последовательно доведено до ума, ситуация изменится. И потом хотя бы потихонечку, но ряд вопросов приход может решать сам. И надо постепенно круг полномочий прихожан расширять.

А сегодня благодаря этой истории с Казанской семинарией у РПЦ есть уникальный шанс — церковь может невероятно повысить свой авторитет. Потому что если люди увидят, что она способна честно замечать и решать свои проблемы...

— Но, судя по всему, едва ли она способна. Ведь уже были такие возможности, когда гремели другие скандалы: нанопыль, история с часами, девушки PR с судом над ними...

— Вернемся к этой теме хотя бы 1 февраля. В этот день на пятилетие интронизации патриарха все епископы РПЦ съедутся в Москву. Как правило, у нас в эти дни (замечательная традиция, появившаяся при патриархе Кирилле) в нечетные годы проходит собор, а в четные — архиерейское совещание. Думаю, патриарх не ограничится приемом. Полагаю, будет еще закрытое корпоративное общение. Мне кажется, это прекрасная возможность для него озвучить свою позицию, призвать к чему-то. К чему — не знаю, я не патриарх. Очевидно, что-то будет сказано в закрытом режиме. А что-то — в открытом. Будем ждать. Но ситуация сегодня такая, что отвечать надо уже не словами, а действиями.

Елена Скворцова

«Собеседник №3», 30.01.14

Tags: #30_сребреников, #Патриархи_и_патриаршество, #интернет_провокации, #лицемерие, #политика, #терроризм, Колобок ведёт следствие, Кураев -ходячая карикатура, Кураев обличает и клеймит, Провокатор Всея Руси, агент Кураев, гомосятина и содомия, дипломированный атеист-предатель, дьяк пиарится "антиклерикализмом", зима2013-14 демагогия Кураева, зима2013-14 ложь Кураева, зима2013-14 провокации Кураева, либераст Кураев, подставы Кураева против Патриарха, подставы Кураева против священноначалия, помешательство Кураева на рейтингах, проблемы с идентичностью, прототролль профанирует Церковь, пуссилизы, стиль протоблоггера, страсти по пуссям, суд и церковный суд, хамелеон-коньюктурщик, хамство Кураева
Subscribe

promo kuraynik september 18, 2019 19:27 14
Buy for 390 tokens
...может быть это аналогично его педофилии с педерастией или его гомофобии с гомосексуализмом? В том смысле что он стремится и от себя самого скрыть правду, и стремится обмануть других, когда работает по легитимации педерастии, усердствует по легализации пороков и выведение их в поле публичного…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments