простой русский АнтиБудда (anti_budda) wrote in kuraynik,
простой русский АнтиБудда
anti_budda
kuraynik

Categories:

Кураев: «Все эти митрополиты спокойненько будут миллионерами доживать свой век и покупать мальчиков»

ОПАЛЬНЫЙ ПРОТОДЬЯКОН ПРОДОЛЖАЕТ СВОЙ «КРЕСТОВЫЙ ПОХОД» ЗА ОЧИЩЕНИЕ ЦЕРКВИ

Протодьякон Андрей Кураев в последнее время стал, пожалуй, самым популярным священником в стране и уж точно самым скандальным. Он принципиально делает то, что считает нужным для христианского священника, страшно раздражая церковное начальство, которое, по его словам, живет по средневековым нормам. Он встречается с участницами Pussy Riot, ведет непримиримую борьбу с «голубым лобби» в церкви и готов идти на церковный суд, хотя дело может дойти даже до снятия сана.

Андрей Кураев
Андрей Кураев

Андрей Кураев: «Все эти митрополиты спокойненько будут миллионерами доживать свой век и покупать мальчиков»

http://www.business-gazeta.ru/article/96408/




ГЛАЗА В ГЛАЗА С PUSSY RIOT

— На днях вы встретились с девушками из Pussy Riot. Вот вы поговорили, посмотрели им в глаза... Что-то новое для себя поняли про них?

— Любой человек интереснее, чем кажется. Эта встреча была нужна. Есть такие дела, которые, однажды начав, надо обязательно довершить, иначе они будут свербить тебя и в конце концов обернутся язвой. Я еще давно, в день их акции, говорил: если бы я был настоятелем храма, позвал бы их на чаепитие. Побеседовал бы с ними вместо того, чтобы звать полицию.

Сейчас встретился — раз уж обещал... Меня пригласили на эту встречу, я не имел права отказаться. И потом, приглашение все-таки было медийным, от журнала — в случае моего отказа это тут же попало бы в интернет. И вся блогосфера кипела бы: даже Кураев отказывается от встречи с ними. И пошла бы очередная волна на всю церковь: фарисеи, инквизиторы и т.д. У меня просто не было возможности сделать иной выбор.

Кроме того, Надежда Толоконникова — студентка философского факультета МГУ, где я преподаю уже 20 лет. Так что еще и непедагогично было бы отказываться от такой беседы.

И последний аргумент за встречу: я не согласен с их акцией. Но пока они были в тюрьме, не имел права их критиковать. Нельзя вести полемику с человеком, у которого кляп во рту и связаны руки.

Pussy-Riot-singers-at-air-013.jpg
Pussy Riot

КАЗАНСКАЯ ГОЛУБАЯ ИСТОРИЯ

— Вот вы как: и должен был, и выбора не было... Примерно так же, как в случае с Казанью. Опубликовали разоблачения, а потом сказали: ошибка, я думал, раз послана комиссия патриархии в Казань, то политика церкви стала нацелена на очищение, и хотел помочь комиссии. То есть вы готовы бороться с «голубым лобби» в РПЦ лишь в том случае, если эту борьбу возглавит патриарх?

— Ну вы же видите: даже поняв, что комиссия в Казани не означает, что в Москве начались мечтаемые мною перемены, я не ушел с темы.

Патриархия две недели держала паузу. Она могла бы выбрать из четырех возможностей: 1) промолчать, 2) начать борьбу за нравственное очищение церкви, 3) «симметрично» наказать и меня, и гомоепископов, 4) открыть огонь только по мне как нарушителю заговора молчания. После 15-минутного выступления о. Чаплина на днях по ТV о том, какая я сволочь, достойная отлучения от церкви, стало ясно: выбран наихудший для будущего церкви вариант. Страсть мщения оказалась выше разума.

Но если будут реальные действия по зачистке церковного пространства от людей, которые ходят по краю преступления (а может, и зашли за этот край), это никогда не поздно. Поэтому настаиваю: история еще не кончилась, это только пролог.

Насчет страусиной позиции. От меня очень многие люди сегодня требуют подробностей, имен... Но, простите, у меня нет уверенности в том, что началось серьезное, объективное и независимое расследование. Обидчики семинаристов остаются на местах, их не снимают, у них прекрасные завязки с местной полицией и с кем угодно. И что будет, если я назову своих свидетелей (для меня их письма не анонимные)? У меня нет уверенности в том, что правовая машина церковного суда отлажена достаточно хорошо, чтобы работать в автоматическом режиме, невзирая на лица. Более того, в правилах работы церковного суда прописано ровно обратное: он работает по воле епископов.

И наконец. Я никак не могу быть заявителем: ведь я не свидетель и не потерпевший. Люди просто доверились мне.

Кстати, интересно узнать две формальные вещи. Почему комиссия поехала именно сейчас (жалоба, которую она рассматривала, была подана в 2010-мред.), реагируя на что? И на чей стол лег отчет возглавлявшего эту комиссию о. Максима Козлова? Дошел ли он до патриарха?

«ЦЕРКОВЬ СЕГОДНЯ ДОСТАТОЧНО ВНЕПРАВОВАЯ ИНСТИТУЦИЯ»

— Сейчас, раз уж такой скандал возник, патриарх, наверное, поинтересуется этим отчетом. Но на вас же в Казани вроде в суд подали?

— Еще нет. Я в самом деле интересовался в блоге, могу ли передать суду письма с именами жаловавшихся, но это была форма самозащиты. Тут надо понимать, что церковь сегодня достаточно внеправовая институция. В том смысле, что правовое мышление у наших епископов и близко не присутствует («я князь», и это все). Поэтому у них первая реакция — раздавить.

Поскольку я не нахожусь в епархиях упомянутых епископов, им важно дотянуться до меня. И проще это сделать там, где все схвачено — через церковный суд. А я предупредил этот ход, спросив их публично: вы сами-то готовы встретиться с теми парнями, которые про вас рассказывают неприятные вещи? И как только я сказал, что мои информаторы готовы прийти в суд как свидетели защиты с моей стороны, сейчас же мне перестали грозить судом.

— Вы всегда были немножечко фрондер в РПЦ. По крайней мере, у вас такая репутация. Сейчас, после разоблачений, ситуация в церкви стала для вас более некомфортной?

— Напротив. Я так хорошо себя не чувствовал много лет. Во-первых, знаю, что очень многие достойные люди молятся обо мне. И священники, и епископы, вплоть до отшельников в абхазских горах. Потому что существующая ситуация достала всех в церкви. У меня сейчас как никогда в жизни есть убеждение: то, что я делаю сейчас, это правильно. Это важно.

Второе. С меня спала некая корпоративная связка. Я ведь не обо всем говорил в былые годы, так как чувствовал внутреннюю (не официальную) обязанность: по возможности все-таки истолковывать действия патриархии в лучшую сторону. Сейчас мне сказали: это уже не надо. Значит, я свободный человек. А для человека моего склада (обычного городского интеллигента) это самое удобное: быть свободным радикалом. В химическом смысле слова, не в политическом.

«МЫ С ВАМИ ВЕРНУЛИСЬ ВО ВРЕМЕНА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ»

— В данном случае четко видна грань между верой и церковью как институтом. Она и для вас там проходит?

— Нет. Я много на эту тему писал еще в 90-е годы, что я как раз не верю в тезис о невидимой церкви, объединяющей добрые души. Для меня все-таки вера и церковь (в том числе в ее воплощении в аппарате Московской патриархии) — достаточно близкие единые вещи.

— Девушкам из PR вы сказали, что в их случае церковь показала себя в невыгодном свете именно как институция. Но ведь и в истории с Казанью — то же самое...

— Нет ничего странного. Мы с вами вернулись во времена средневековья — в том смысле, что все прозрачно, все на виду. Такими нас сделал интернет. Значит, нам надо снова учиться жить в стеклянном доме, как это было всегда в любом селе, когда все все друг про друга знали.

Но и в те времена, зная недостатки священников, люди умели разделять свое к ним отношение. Адам Олеарий (немецкий ученый, путешествовал по России в 30-е годы XVII векаред.) писал о скуфейке: «Шапочку эту попы в течение дня никогда не снимают. Это священный предмет. Кто бьет попа и попадет на шапку или же сделает так, что она упадет на землю, подлежит сильной каре. Тем не менее попов все-таки бьют. Чтобы при этом пощадить святую шапочку, ее сначала снимают с попа, потом колотят его хорошенько и снова аккуратно надевают ему шапку».

— А вы готовы снять с патриархии эту скуфейку?

— Нет, я веду борьбу не против институций, а за людей. А для разоблачений патриархии вполне достаточно заявлений о. Чаплина.

— То есть не готовы возглавить движение за очищение церковных рядов?

— Вы недооцениваете силу моей лености. Я ничего не хочу. Даже кафедру в университете не хочу возглавлять. Я не общественный деятель, не лидер. Совершенно это не моя роль. И сейчас тоже не буду.

— Но при этом ведете вы себя как лидер. Вы же должны отдавать себе в этом отчет.

— Это мое перо, мой язык, моя голова. Но организационных талантов у меня нет. Я знаю свои недостатки. Например, не смогу стать олимпийским чемпионом. Даже по керлингу.

— Этого никто и не требует.

— А почему вы тогда требуете, чтобы я стал общественным лидером?

— Потому что вы высказываете мысли, которые требуют продолжения в действии.

— Мне прежде всего хотелось бы действий со стороны патриарха. Он отвечает перед Богом и народом за нашу церковь.

КАЗАНСКИЙ МИТРОПОЛИТ РАСКАИВАТЬСЯ НЕ СОБИРАЕТСЯ

— Митрополит Казанский после отъезда комиссии РПЦ отчаянно ругал семинаристов. В его словах не было и тени раскаяния...

— И близко нет.

— Он, видимо, чувствует свою безнаказанность. Есть вероятность, что он понесет наказание?

— Может понести. Но наказание, которое я предвижу, максимум — просто увольнение на покой со всеми почестями и т.д., со всей казной, которую он с собой уведет из епархии. Все эти митрополиты, если они будут уволены, быстро продадут все автомашины, всю недвижимость, какую только можно. И положат деньги на личный банковский счет. И спокойненько будут миллионерами доживать век и покупать мальчиков, если они им нужны. У них все будет в шоколаде даже в отставке.

— А у вас? Вы ожидаете каких-то санкций против себя?

— Не знаю. Меня очень трудно наказывать. Я уже на пенсии. Служу, но заштатно. В храме я как диакон, волонтер. Единственное, что может быть, это лишение сана.

«ПОЧЕМУ ЦЕРКОВЬ В XXI ВЕКЕ СТАЛА ЖИТЬ ПО ПРИНЦИПАМ КРЕПОСТНОГО ПРАВА?»

— Вы как-то сказали, что церковь советского периода, церковь гонения, вам была ближе. Сегодня церковь во многом казнящая, и это плохо. Насколько РПЦ, на ваш взгляд, готова меняться, чтобы очищаться от своих проблем и становиться той церковью, которую бы вы хотели видеть?

— Многие люди сегодня говорят: я крестился не в этой церкви. В этих словах есть правда. Другие меня упрекают: вы вынесли сор из избы. А куда вынес? Мы привыкли (нам в последние годы часто это твердят): церковь общенародная, весь наш народ — православный. Так вот я к православному народу и обратился. Рассказал то, что вижу, слышу, причем не только сейчас, но и за годы своих странствий по стране, бесед со священниками...

Да, многие священники очень хотят очищения. Потому что эти гомосексуальные истории — лишь маленькая часть огромной проблемы. Ведь любое сексуальное понуждение — проявление общего деспотизма. Это проявление крепостного права, наличествующего в церкви. Вот это действительно кошмар. Почему церковь — христианская организация — в XXI веке стала жить по принципам крепостного права?

Епископы поставили знак тождества: церковь — это мы. И — самое страшное — эксплуатируется святое чувство человека: желание служить Богу, людям. Но тебе говорят: ты не сможешь этого сделать, если ослушаешься. И здесь жуткий шантаж — не за зарплату, за душу. Священник, к примеру, искренне всю веру вкладывает в служение, а ему говорят: крест на стол положишь, если того-то не сделаешь.

По сути, церковная верхушка существует в правовом вакууме. Они для себя не признают никаких регламентов в обращении с подчиненными. Это касается и отношений патриархии с региональными епископами. Епископов — с настоятелями. Настоятелей — со вторыми священниками. И так вплоть до прихожан. Верхушка не признает прав нижестоящих и их человеческого достоинства. Это страшно. Любая более верхняя ступень абсолютно изолирует себя от давления и критики снизу.

Но я знаю, что в истории церкви бывало и хуже. Распространение гомосексуализма среди епископов — не единственный грех. И стяжательство, продажность, коррупция — все это бывало в истории церкви.

«К КОНЦУ СССР «ГОЛУБОЕ ЛОББИ» УСПЕЛО ЗАНЯТЬ КЛЮЧЕВЫЕ ПОСТЫ В ЦЕРКВИ»

— Но ведь никогда не было так, чтобы церковь от всего этого полностью очистилась...

— Церковь переходила из столетия в столетие, и некоторые проблемы очищались. Например, та же коррупция. Все-таки в Российской империи она была весьма и весьма придушена с помощью госаппарата, обер-прокуроров. Это была победа регламентов над былым феодальным произволом. Или в советские времена — этого было гораздо меньше. Но опять же потому, что у церкви был внешний контроль.

Но, к слову, «голубое лобби» начало складываться в РПЦ именно в 60-х годах... Советской власти очень понравилась эта тема (ведь голубого священника можно было крепко держать на крючке уголовной статьи). И к концу СССР «голубое лобби» успело занять ключевые посты в церкви.

— Но советской власти нет уже более 20 лет. Что мешало патриарху Алексию вычистить эту грязь?

— Я не готов ответить на это.

— Выходит, даже патриарх не в силах сместить это лобби?

— В силах, не в силах, хочет, не хочет — не знаю. По факту за последние 20 лет оно возросло...

— Вы сами сказали: «голубые» скандалы — не единственная беда РПЦ. А бизнес церкви, а все остальное? А паства, значительная часть которой (только и слышишь эти призывы) стремится примерно наказать всех, кто, как ей кажется, оскорбляет чувства верующих?

— Это действительно было очень неумное решение патриархии. Потому что, однажды дав людям отмашку: «Вы имеете право на ненависть», отыграть назад потом крайне тяжело. Патриархия тогда с этими митингами молитвенными, по сути, дала отмашку на «праведную ненависть». Это страшная вещь. И это останется в истории.

Но есть третий путь очищения церкви. Это не внешний управляющий в лице обер-прокурора или КГБ, а, так сказать, «Вся власть — Советам!» То есть дать прихожанам право принимать решения в вопросах, касающихся их собственной церкви.

— Но это же ваши слова: сегодня церковный народ — во многом воинствующие люди, для кого обряды важнее сути...

— Наше общество серьезно меняется. В том числе и церковное. Сейчас патриарх правильно настоял на том, чтобы крестить людей только после их оглашения (т.е. знакомства с христианской верой). Если это будет последовательно доведено до ума, ситуация изменится. И потом хотя бы потихонечку, но ряд вопросов приход может решать сам. И надо постепенно круг полномочий прихожан расширять.

А сегодня благодаря этой истории с Казанской семинарией у РПЦ есть уникальный шанс — церковь может невероятно повысить свой авторитет. Потому что если люди увидят, что она способна честно замечать и решать свои проблемы...

— Но, судя по всему, едва ли она способна. Ведь уже были такие возможности, когда гремели другие скандалы: нанопыль, история с часами, девушки PR с судом над ними...

— Вернемся к этой теме хотя бы 1 февраля. В этот день на пятилетие интронизации патриарха все епископы РПЦ съедутся в Москву. Как правило, у нас в эти дни (замечательная традиция, появившаяся при патриархе Кирилле) в нечетные годы проходит собор, а в четные — архиерейское совещание. Думаю, патриарх не ограничится приемом. Полагаю, будет еще закрытое корпоративное общение. Мне кажется, это прекрасная возможность для него озвучить свою позицию, призвать к чему-то. К чему — не знаю, я не патриарх. Очевидно, что-то будет сказано в закрытом режиме. А что-то — в открытом. Будем ждать. Но ситуация сегодня такая, что отвечать надо уже не словами, а действиями.

Елена Скворцова

«Собеседник №3», 30.01.14

Tags: #30_сребреников, #Патриархи_и_патриаршество, #интернет_провокации, #лицемерие, #политика, #терроризм, Колобок ведёт следствие, Кураев -ходячая карикатура, Кураев обличает и клеймит, Провокатор Всея Руси, агент Кураев, гомосятина и содомия, дипломированный атеист-предатель, дьяк пиарится "антиклерикализмом", зима2013-14 демагогия Кураева, зима2013-14 ложь Кураева, зима2013-14 провокации Кураева, либераст Кураев, подставы Кураева против Патриарха, подставы Кураева против священноначалия, помешательство Кураева на рейтингах, проблемы с идентичностью, прототролль профанирует Церковь, пуссилизы, стиль протоблоггера, страсти по пуссям, суд и церковный суд, хамелеон-коньюктурщик, хамство Кураева
Subscribe

promo kuraynik september 18, 2019 19:27 14
Buy for 90 tokens
...может быть это аналогично его педофилии с педерастией или его гомофобии с гомосексуализмом? В том смысле что он стремится и от себя самого скрыть правду, и стремится обмануть других, когда работает по легитимации педерастии, усердствует по легализации пороков и выведение их в поле публичного…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments