Yegor_and_Snake (ys) wrote in kuraynik,
Yegor_and_Snake
ys
kuraynik

Categories:

Наказывает ли Бог детей за грехи родителей?

интересно сопоставить утверждения Кураева о том, что Бог карает (в частности покарает потомство киевских фемен), с этим противоположным мнением о.Феогноста

Оригинал взят у abbatus_mozdok в Наследуют ли дети грехи родителей своих? ч.1.
Наказывает ли Бог детей за грехи родителей?
Иеромонах Феогност (Пушков)

пока что - только первую часть вывешиваю, полснотью статью как только допишу и издам - анонсирую

Предисловие


В ветхозаветные времена бытовало мнение, что за вину родителей несут наказание (т.е. не просто последствия грехов родителей, как например, наследственные болезни, которыми родители «наградили» детей, а именно «кару») их дети. Так ли это?
Бог, сотворив человека по Образу Своему, вложил в нас естественное понятие о справедливости. Грехом это понятие было искажено в человеке, но не уничтожено совсем. Месть – это искаженное восприятие справедливости, рассматриваемой в ракурсе гордыни. Но наиболее чистому сердцу органически противоестественно карать детей за вину их родителей.

Однако, апологеты средневековой дикой нормы римского права ссылаются в защиту себе на слова Писания: «Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого [рода], ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» (Исх.20:5-6). «И прошел Господь пред лицем его и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий милость в тысячи [родов], прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода» (Исх.34:6-7). Но при этом совершенно не хотят учитывать сказанного в 18-й главе пророка Иезекииля (даже более того, эта глава, которая у пророка обращена к современникам, такими лицами, как доморощенный «униат» Евгений Кадосов, толкуется как пророчество о будущем спасении во Христе).

Итак, нам стоит как рассмотреть собственно как тексты, говорящие о «наследовании вины отцов детьми» (т.е. изучить контекст цитат и их толкование у святых отцов Церкви), так и особо рассмотреть 18-ю главу пророка Иезекииля.
Глава 1.
Общий грех или наследованные грехи?
Итак, сторонники учения о наследовании вины и грехов детьми от родителей обычно ссылаются на некоторые цитаты из книг Ветхого Завета. Разберем подробно каждую из них.

«И прошел Господь пред лицем его и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий милость в тысячи [родов], прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода» (Исх.34:6-7). «Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого [рода], ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» (Исх.20:5-6 –ср. Втор. 5: 9-10).

Приведем сразу толкование святителя Церкви, авторитетного учителя, блаженного епископа Кирского Феодорита: «У Бога угрозы больше наказаний. И это нетрудно доказать из Божественного Писания. Сказано: "Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий [младенец] мужеского пола, рожденный в доме и купленный за серебро у какого-нибудь иноплеменника, который не от твоего семени... Необрезанный же мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей, истребится душа та из народа своего, [ибо] он нарушил завет Мой"(Быт.17: 12, 14). Но найдем, что обрезанные погибли в пустыне, а оставшиеся необрезанными сподобились обетований, данных предкам, потому что Иисус Навин обрезал их в Галгале (см. Нав. 5: 1-8). Так же угрожает Бог имеющим в домах [во время опресноков – им.Ф.] квасное (Исх. 12: 15), но не предал никого наказанию согласно с угрозою. Поэтому и здесь, как чадолюбивых и тех, кто заботится о своих детях, Он устрашает угрозою: "Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого [рода], ненавидящих Меня" (Исх.20:5). А что неблагочестиво останавливать внимание на одной букве, сему учит Сам Бог, постанавливая законом противоположное. Ибо Он же Сам говорит: "Отцы не должны быть наказываемы смертью за детей, и дети не должны быть наказываемы смертью за отцов; каждый должен быть наказываем смертью за свое преступление" (Втор.24:16). И чрез пророка Иезекииля говорит: "Зачем вы употребляете в земле Израилевой эту пословицу, говоря: "отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина"? Живу Я! говорит Господь Бог, - не будут вперед говорить пословицу эту в Израиле. Ибо вот, все души - Мои: как душа отца, так и душа сына - Мои: душа согрешающая, та умрет" (Иез.18:2-4). Думаю же, что угроза особенно показывает Божественное человеколюбие. Ибо присовокуплено: Ненавидящим Меня. Т.е. Долготерпелив Я к отцам согрешивших, долготерпелив и к детям их. Но если внуки и правнуки поревнуют [т.е. станут подражать – им.Ф.] лукавству отцов и предков – тогда наложу наказания… Можно и в истории найти действительное исполнение Божественных словес. Ибо сказано, что в пятом поколении вышли сыны Израиля из Египта, но за служивших в Египте богам египетским не понесли наказания ни отцы, ни деды их, наказаны же только сами подражавшие нечестию египетскому, потому что после стольких благодеяний и чудес не отринули нечестия египетского. А сыны их, возлюбившие Спасителя их – Бога, приняли праотеческие благословения» (Свт. Феодорит, бл. епископ Киррский. Толкование на книгу Исход. Вопрос № 40 на Исх. 20:5 // Бл. Феодорит Киррский. Изъяснение Трудных мест Божественного Писания. М. ИС РПЦ. 2003г. с. 98-99.) .
Итак, мы видим, что:
1. В этой угрозе Бог обращается к отцам, чтобы они, греша, подумали о своих детях, которые могут понести последствия их грехов;
2. Наказание Божие простирается к потомкам в том случае, если они становятся подражателями грехов родителей (т.е. родители – виновники того, что дети грешат, ибо отцы детям дали дурной пример). Точность этого подчеркивается словами «наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого [рода], ненавидящим Меня», т.е. если вражда к Богу простирается до 3 или 4 колена – Бог простирает руку для наказания. Это прекрасно подтверждает преп. Ефрем Сирин комментарии на Исх. 20:5:
«Бог, по Долготерпению Своему, терпит человека лукавого, и сына, и внука его. Но если они не покаются, налагает наказание на главу четвертого, коль скоро он в лукавстве своем подобен отцам своим» (. Ефрем Сирин. Толкование на кн. Исход. Исх. 20:5 // Творения в 8 тт. М. 1994г. Т. 6. с. 369.). «И вот, вместо отцов ваших восстали вы, отродье грешников, чтоб усилить еще ярость гнева Господня на Израиля. Если вы отвратитесь от Него, то Он опять оставит его в пустыне, и вы погубите весь народ сей» (Чис.32:14-15) . Опять – речь идет именно о том, что потомки усугубляю в себе вину праотцев. Именно в этом контексте стоит и молитва: «Господь долготерпелив и многомилостив, прощающий беззакония и преступления, и не оставляющий без наказания, но наказывающий беззаконие отцов в детях до третьего и четвертого рода. Прости грех народу сему по великой милости Твоей, как Ты прощал народ сей от Египта доселе» (Чис.14:18-19). Если бы не было возможности простить при покаянии потомков греха, который потомки усвоили как традицию от предков, но впоследствии осознали греховность этой традиции, то молитва была бы бессмысленна;
3. В истории множество примеров того, что Бог долготерпит и не исполняет угроз;
4. Так же примеры исторического наследования детьми грешников благословений Божиих доказывают для нас тот факт, что если дети не следует путем грехов отцов своих, то они и не наказываются;
5. В подтверждение так же приводится Иез. 18., из чего видно, что отцы Церкви этот текст понимали не только как пророчество о мессианских временах, но и как прямое обличение современников пророка (к этому тексту мы еще ни раз и ни два вернемся).

«Оставшимся из вас пошлю в сердца робость в земле врагов их, и шум колеблющегося листа погонит их, и побегут, как от меча, и падут, когда никто не преследует, и споткнутся друг на друга, как от меча, между тем как никто не преследует, и не будет у вас силы противостоять врагам вашим; и погибнете между народами, и пожрет вас земля врагов ваших; а оставшиеся из вас исчахнут за свои беззакония в землях врагов ваших и за беззакония отцов своих исчахнут; тогда признаются они в беззаконии своем и в беззаконии отцов своих, как они совершали преступления против Меня и шли против Меня» (Лев.26:36-40). Т.е. они наказываются за то, что сами следовали путем беззакония отцов своих, а вовсе не за самые беззакония предков. Если бы дети не последовали родителям во грехах, то и не были бы наказаны. В словах Божиих беззакония обличаемых и беззаконие их отцов представлено как одна вина, один грех, который они из поколения в поколение творили.

Итак, Сам Бог многократно объясняет, почему вместе с отцами наказываются дети: не потому что они наследовали некую абстрактную вину родителей, а потому что наследовали нрав родителей, стали подражать своим отцам в грехах; дети сделались соучастниками зла, творимого их родителями.

Заключение

Итак, мы видели, что теория «передачи вины по наследству» чужда как святоотеческому богословию, так и самому духу Священного Писания. Мы можем говорить только о передачи некоторых негативных последствий, возникающий в результате того, что родители (которые являются корнем для детей) своими грехами сами искажают свою природу и вносят в нее изъяны. Повредив себе, свое повреждение они передают детям. Но это не вина (culpa) детей, а доставшаяся им в наследство болезнь. Но и это все исцелят всемогущая благодать Христа, благодать и дар Нового Завета. В крещении человек отрезается от старого, ветхого корня и прививается к новому корню – ко Христу. Крещенный человек умер для ветхой жизни и рожден для новой, в новой жизни он живет и спасается. Итак, все «порочное наследство» полностью стирается во Христе.
Но изначально у нас речь шла не о том. Может ли Бог «карать» детей за грехи родителей? – Ответ однозначный: Нет! Он может вразумлять родителей страданиями детей, но в этом случае виной их страдания нужно прямо видеть самих родителей, которые своими грехами причиняют раны своим близким. Ведь известно, что порочное слово может нанести рану сердцу и разрушить жизнь, зато доброе слово мира и любви может исцелить многолетние раны грехов.
Subscribe

promo kuraynik september 18, 2019 19:27 14
Buy for 390 tokens
...может быть это аналогично его педофилии с педерастией или его гомофобии с гомосексуализмом? В том смысле что он стремится и от себя самого скрыть правду, и стремится обмануть других, когда работает по легитимации педерастии, усердствует по легализации пороков и выведение их в поле публичного…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments