московский церковный публицист-миссионер диакон Андрей Кураев, отвечая на вопрос "Почему мировое Православие отказывает в статусе поместной Церкви Киевскому Патриархату, позиционирующему себя Церковью украинского народа?" заявил буквально следующее:
– Ответ может показаться кому-то горьким, но он очевиден – просто потому, что не существует украинского народа. События последних двух лет достаточно хорошо это показывают. Нет еще единой гражданской нации. У пятидесятимиллионного населения еще нет единого самопонимания. То, что сегодня называется Украиной, это лоскутное одеяло, которое никогда ранее не существовало в нынешнем виде. Достаточно вспомнить, что те территории, которые с Богданом Хмельницким пошли "под руку московского Царя", составляют только четверть территории нынешней Украины.
На самом деле есть пять разных Украин. Это Галичина. Это собственно центральная Украина (сердцевая, корневая) с весьма своеобразным Киевом. Это Слободская Украина. Это Новороссия. Это Крым. Есть закарпатские русины, которые за свою более чем тысячелетнюю историю никогда не были связаны с Киевом - даже больше пяти получается.
Эти регионы говорят на разных языках. Меня, например, когда спрашивают: "Почему москальская Церковь нам не разрешает молиться на украинском языке", я прошу уточнить: "На каком, простите, из украинских языков вы предлагаете молиться - на суржике, на полтавском говоре, который считается литературным "каноничным", на галицийском наречии - на каком?"
Но дело не только в разных говорах. У разных земель совершенно разная религиозная история и ориентация и, самое главное, разное самопонимание. Когда столь огромные группы населения принципиально по-разному оценивают фундаментальнейшие события своей истории, не может быть речи о существовании единой нации".
( Владимир СУХЕНКО, "Украинское Православие", 26 июня 2008 г. )
Community Info